Проведение комплексных кадастровых работ регламентируется главой 4.1. Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».
Комплексные кадастровые работы (ККР) – это кадастровые работы, которые выполняются одновременно в отношении всех расположенных на территории одного кадастрового квартала или территориях нескольких смежных кадастровых кварталов земельных участков, зданий, сооружений (за исключением линейных объектов), а также объектов незавершенного строительства.
Особенность ККР — это проведение кадастровых работ не точечно, по одному земельному участку, а комплексно в отношении всех земельных участков в кадастровом квартале.
В результате выполнения ККР происходит:
- уточнение местоположения границ земельных участков;
- установление или уточнение местоположения на земельных участках зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства;
- обеспечивается образование земельных участков, на которых расположены здания;
- образование земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами;
- исправление реестровых ошибок в сведениях о местоположении границ объектов недвижимости.
По результатам выполнения ККР разрабатывается и утверждается единая карта-план территории, на основании которой сведения вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).
Следует отметить, что организация и финансирование ККР до марта 2023 года возлагалась на органы государственной власти и местного самоуправления. В этом случае, финансирование выполнения комплексных кадастровых работ осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) бюджетов муниципальных районов, городских округов, в том числе за счет средств, направляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации в виде субсидий из федерального бюджета.
Однако, с 23 марта 2021 года, благодаря вступившему в силу Федеральному закону от 22.12.2020 № 445-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», право проводить ККР за свой счет получили граждане и юридические лица, управляющие территорией (садовые или огородные товарищества, гаражные кооперативы, инициативная группа из членов СНТ). Правообладатели садовых и огородных земельных участков могли и раньше сложиться, чтобы провести обычные кадастровые работы в отношении своих земельных участков и расположенных на них построек, однако в таком случае оформлять акты согласования границ приходилось по каждому уточняемому участку. При этом каждый собственник должен был самостоятельно обращаться в орган регистрации прав. В результате вся процедура становилась длительнее и дороже.
ККР имеют следующие преимущества:
- Они дешевле, чем кадастровые работы, выполняемые в индивидуальном порядке. Таким образом, ККР позволяют сэкономить и обойтись одной процедурой для внесения сведений в ЕГРН сразу по целому массиву земельных участков.
- Проведение комплексных кадастровых работ позволяет сократить количество земельных споров, устранить имеющиеся ошибки. Снижается вероятность возникновения новых ошибок, поскольку одновременно уточняются границы группы земельных участков. При этом согласованием местоположения границ занимается специальная согласительная комиссия, что избавляет собственников делать это в индивидуальном порядке.
- В рамках ККР определяется местоположение контуров зданий и сооружений (появляется возможность одновременно устранить имеющиеся ошибки и осуществить "привязку" зданий и сооружений к земельным участкам).
ККР проводятся и на территории Ивановской области, заказчиками которых выступают органы местного самоуправления.
Так, за 2024 год ККР были проведены на территории:
- Родниковского района (1 кадастровый квартал),
- г. Кохма (2 кадастровых квартала),
- Тейковского района (2 кадастровых квартала),
- г. Шуя (4 кадастровых квартала).
На 2025 год запланировано проведение ККР на территории г. Иваново, г. Кохма, г. Шуя, Вичугского, Ивановского и Родниковского районов.
«Проведение данных работ позволяет существенно повысить качество данных, содержащихся в ЕГРН за счет внесения в него сведений о границах земельных участков, кадастровый учет которых осуществлен. Это необходимо для защиты прав собственности, формирования налоговой базы, совершенствования земельно-имущественных отношений и повышения инвестиционной привлекательности района» - отметил Дмитрий Скворцов, председатель Комитета по управлению имуществом администрации Родниковского муниципального района.
Таким образом, с момента, когда ККР стали проводить в России, они прочно завоевали популярность, как инструмент, наиболее эффективный и удобный для уточнения границ земельных участков и исправления реестровых ошибок.